Интервью с Тамура Сэнсеем (из журнала Budo International)

Многих зовут, единиц выбирают. Мастер Нобуеши Тамура один из немногих выбранных О-Сенсеем для распространения искусства Айкидо. Считающийся одним из наиболее одаренных и достойных подражания «ути-деси», Тамура Сенсей несомненно стал одним из ведущих мастеров этого искусства в мире. Budo International постаралось в этом интервью приблизиться к пониманию духа Тамура Сенсея. Надеемся, слова Сенсея помогут вам в постижении Айкидо.

Вопрос: Как изменяется понимание Айкидо у человека, практикующего уже на протяжении многих лет? Отличается ли оно от понимания новичка?

Ответ: Невозможно дать точное определение Айкидо. В любом случае стоит помнить только о том, что это боевое искусство. Любой, кто рассуждает именно так, будет прав. Цель Айкидо это ни что иное, как единение (Ай – единение, союз, гармония). Это единение является результатом приверженности формам Айкидо. 

В: Какими методами вы пользуетесь для достижения этого единения?

О: В обычной жизни очень просто понять эту идею единения. Следует лишь придерживаться правил тренировки Айкидо на татами. Может быть разговор с вами об Айкидо тоже является формой выражения Айкидо. Это тоже практика Айкидо. 

В: Вы имеете в виду, что Айкидо практикуется на татами, но это учение должно находить проявление и в обычной жизни?

О: Да, мы можем представить татами как уменьшенную копию нашей обычной жизни и, следовательно, все, что мы делаем в додзе может быть распространено и на нашу жизнь за его пределами.         

В: Когда мастер практикует Айкидо, у зрителей нет ощущения что он хочет победить противника. Его движения кажутся круговыми, а тело постоянно расслабленным.

О: Несмотря на это, необходимо заметить, что эксперт в Айкидо в любом случае стремится к победе. Что же касается круговых движений, то они символичны – выражают все что окружает нас. Планета круглая, атомы круглые и т.д. Круговые движения это уменьшенная копия вселенной.     

В:Почему тренировки в Айкидо начинаются с упражнений на расслабление и растяжку?

О: Расслабление очень важно в любом деле. Закрепощенность неестественна. Опыт показывает, что отсутствие расслабленности создает вокруг нас барьеры, мешающие нам действовать. Именно благодаря упражнениям на расслабление мы получаем возможность разрушить эти барьеры и правильно практиковать Айкидо.

Необходимо быть расслабленным. Однако это не означает необходимости менять свое эмоциональное состояние. Например, я могу выйти на мат в плохом настроении, могу быть злым на кого-то. Это не важно, главное вести себя естественно.

Это означает, что у нас не должно быть «зашоренности». Мы должны четко представлять себе свое поведение в каждое мгновение жизни. Мы не должны впадать в крайние состояния сознания – ни в слабость, ни в суровость. У вас был шанс проверить это на себе в начале разговора. Вы попытались расслабиться, просто отставив в сторону всю подготовительную работу и запланированные на эту беседу вопросы. Вы начали импровизировать и это гораздо лучше.       

В: В каких условиях рождалось Айкидо?

О: Можно сказать Айкидо это довольно современное боевое искусство. Катализатор его создания, человек, собравший воедино все техники этого искусства – Морихей Уесиба, умер в 1968 году. К 1942 году он синтезировал то, что теперь называется Айкидо.      

В: В чем преимущество изучения Айкидо с позиции практикующего это искусство?

О: Все зависит от каждого конкретного человека и от целей которые он ставит перед собой. Айкидо как торт – вы можете взять большой кусок, а можете выбрать и маленький.     

В: Вы не будете возражать, если мы спросим о преимуществах практики Айкидо лично для вас? Что вы обрели в Айкидо?

О: Лично я обрел в Айкидо мир и спокойствие.      

В: Когда ученики упорно занимаются, то сильно изматываются физически. Но в дальнейшем это чувство исчезает. Как вы можете это объяснить?

О: существует два вида усталости: физическая и духовная. На татами мы испытываем чувство физической усталости.

Большинство традиционных японских учений говорит о том, что в процессе тренировок ученик должен перейти из состояния сильнейшего физического истощения в состояние расслабления и душевного спокойствия. Эти основы заложены в наше обучение. Это очень действенный метод, позволяющий каждому приобрести необыкновенный жизненный опыт.

Если во время интенсивных тренировок ученик остановится, достигнув порога усталости, то зачастую испытывает лишь угнетенность, подавленность и разбитость. Если же он находит в себе силы переступить этот порог, то начинает испытывать чувство радости, умиротворенности и расслабленности.        

В: Это похоже на состояние, в которое вводят себя турецкие дервиши во время танцев? Или состояние, достигаемое аскетами прекращающими есть и укрывающимися в пещерах? Японские искусства тоже включают в себя долю мистики?

О: Не думаю, что в Айкидо есть что-то мистическое. Все зависит от того, как на это смотрит конкретный человек с позиций конкретной культуры. Представители некоторых культур воспримут человека летящего на Луну  как сумасшедшего, другие как обладающего мистическими силами.      

В: Я использовал понятие мистический, имея в виду опыт, приводящий нас к пониманию жизни, меняющий наше поведение? Я думаю в Айкидо можно приобрести этот опыт. Возвращаясь к идее перешагивания некого порога, расскажите о вашем опыте общения с Мастером Уесибой? 

О: Вопрос поставлен очень широко и требует включения в ответ многих аспектов. Хочу начать с того, что для японцев очень просто создавать маленькие телевизоры и радиоприемники. Наша жизнь заполнена ими.

Несмотря на это, для тех, кто плохо видит или не слышит, подобное явление кажется нелепым и бесполезным. Такая же ситуация с теми, кто никогда не имел опыта выполнения абсолютно «магических» техник. Ваше «мистический» относится к тому же самому. Все зависит от того, кем оценивается то или иное явление.

Расскажу о личном опыте. В феврале я был в Люксембурге. Я находился в номере гостиницы. Я спал. Ночью я услышал, как кто-то зовет меня и, мне показалось, я узнал голос своей тети. Две недели спустя я получил письмо от матери, в котором говорилось о смерти моей тети. Для меня это нормально, это чувственное восприятие, но для многих людей читающих эти строки я предстану в качестве «мистической» личности… или просто дураком.        

В: Что бы вы хотели, чтобы ваши ученики осознали прежде всего, на татами и вообще в жизни? Если бы вы могли донести только одну идею, что бы это было?

О: Я думаю главным на татами и в жизни вообще является попытка сделать максимум и сделать это сегодня. Завтра не существует и сделать максимум завтра не удастся.

 В этом месте мы прервали беседу и переместились в додзе для тренировки. После тренировки мы спросили Тамура Сенсея о чем он думает, когда ходит по мату и наблюдает за учениками разных уровней, от белого пояса до уровня Дан.

О:  Я не делаю различий. Я просто корректирую.    

В: Почему ваши объяснения такие короткие во время занятий?

О: Обычно я объясняю только самое главное. Я уверен, что до остального ученик способен дойти самостоятельно во время работы. Это означает, что ученик должен самостоятельно развить и дополнить мое объяснение во время исполнения техники. Только тогда объяснение станет законченным и будет иметь свои особенности для каждого конкретного ученика. Я никогда не начну воспринимать учеников как единую группу – каждый из них личность.

Основные техники могут быть даны даже в виде серии фотографий, но ученик должен полностью погрузиться в технику и воссоздать все движения, чтобы понять их. Именно так он сможет постигнуть Айкидо.     

© Перевод Сергея Ушаковского