Хэй-хо-Кадэн-сё

Ягю Тадзиманоками Мунэнори «Хэй-хо-Кадэн-сё»

Если душа поглощена только техникой, независимо от уровня ее совершенства — победа недостижима.

Если ты натренирован, твое тело и члены будут двигаться автоматически, без какого-либо сознательного усилия. Твой ум не будет замутнен движениями тела. Ты будешь применять нужную технику бессознательно, без необходимости думать. Когда ты достигнешь подобного состояния ума, то забудешь про сомнения и колебания.

Занимайся тщательно, а затем забудь о том, что узнал. Отбрось свой ум. И тогда ты будешь следовать Пути, не осознавая этого. Это — тайна Пути.

Быть одержимым мыслями о победе или своей технике — болезнь. Другая болезнь — стремиться во что бы то ни стало показать, чему ты научился. Болезнь — считать, что ты непременно должен ударить первым или, наоборот, ждать удара противника. И даже одержимость идеей избавиться от всех этих болезней — тоже болезнь.

Болезнь — застывшее, негибкое состояние ума, с чем бы это ни было связано. В основе всех перечисленных болезней — твое состояние ума. Важно контролировать ум.

Состояние ума, в котором нет ни одной мысли, называется «мунен» — «свобода от мыслей». Ты можешь достичь «мунен», избавляясь от мыслей посредством других мыслей.

Когда одна мысль уничтожает другую, ставшую болезнью ума, обе мысли (уничтожающая и та, которую уничтожают) исчезнут вместе, подобно тому, как клин вышибают клином. Застрявший клин расшатывают, вбивая другой клин рядом с первым. Второй клин также окажется расшатанным, поэтому они освободятся оба.

По такому же принципу, если мысль, ставшая болезнью ума, уходит, вместе с ней уйдет и мысль, которая ее прогнала.

Вот что означают слова: «У кого есть мысли, у того нет мыслей».

Даже обладая глубокими знаниями и умениями в чем-либо, ты не можешь называться Мастером, пока твоя техника нестабильна. Это относится к любому роду занятий.

Пыль легко собирается на шероховатом камне, но в совершенстве отшлифованный остается сияющим даже в грязи. Отшлифуй свой ум, чтобы сохранить его свободным и неподвластным смятению болезни.

Обнажая меч, скача верхом, рисуя иероглифы, играя на кото — сохраняй такое состояние ума, как если бы ты не делал ничего из этого. В таком состоянии ума все становится намного проще.

***

Обычным, не тренированным людям не хватает знаний, и они не выглядят мудрыми. Точно так же те, кто достиг высоких уровней понимания, тоже не проявляют своей мудрости. Странно, но только обладатели поверхностного знания стараются выглядеть мудрыми.

Можно провести различия между изучением принципов и изучением техники. Изучение принципов — это тренировки, направленные на достижение высшего состояния «мусин», в котором ум свободен и не может быть захвачен ничем. Однако даже если у тебя есть интуитивное понимание принципов, ты не сможешь двигаться правильно, не изучив технику.

Интересно, что применительно к боевым искусствам эта история достаточно точно описывает уровни просветления, сопутствующие достижению каждого из десяти данов (степеней черного пояса).

Ступень 1. Мальчик в поисках коровы (напомним: для него она — источник просветления) устремляется влес. Он не находит там коровы и испытывает растущее беспокойство. Он растерян и нуждается в руководстве. Эта ступень соответствует «Сёдан» — уровню черного пояса первой степени. Человек владеет какой-то техникой и понимает, что должен искать руководства, поскольку не может успешно двигаться далее в одиночку.

Ступень 2. Мальчик старательно ищет и находит след копыта. Он взволнован! Он чувствует себя так, словнонашел хороший учебник, из которого можно извлечь знания. Эта ступень соотносится с «Нидан» — черным поясом второй степени. Человек старается обрести новое знание из любого, и не обязательно самого лучшего, источника.

Ступень 3. Мальчик находит корову, но издали ему видна лишь часть коровы. Эта ступень соответствует «Сандан» — человек начинает понимать природу, но на самом деле может осознать лишь какую-то частьприроды и жизни.

Ступень 4. Мальчик ловит корову и может видеть ее целиком. Но у него по-прежнему возникаюттрудности, поскольку он не может управлять коровой, которая отказывается его слушаться. Эта ступень соответствует «Йодан» — человек временами чувствует, что он понимает природу и самого себя, хотя это понимание ускользает, как песок сквозь пальцы. Временами он впадает в растерянность.

Ступень 5. Мальчик учится управлять коровой. Он заботится о ней и кормит ее. Эта ступень соответствует

«Годан» — уровню мастерства, на котором человек начинает постигать правду. Однако ему по-прежнемунужно учиться многому.

Ступень 6. Мальчик легко управляет коровой — он может кататься на ней верхом, она выполняет все егоприказы. Катаясь на корове, он полностью расслабляется и играет на флейте, поскольку ему больше не приходится отвлекаться. Эта ступень соответствует «Рокудан» — один день ощущается как целая жизнь. Человек может расслабиться и жить естественно, без беспокойства, без рассуждений.

Ступень 7. Происходит нечто новое. Мальчик один — ему не нужна корова. Вплоть до этого момента онсчитал корову целью своих поисков, его источником просветления. Теперь он осознает, что просветление и понимание нужно искать в себе самом. Эта ступень соответствует «Сичидан» — человек начинает находить просветление в себе самом, его ум и тело слиты воедино, истинное счастье приходит к нему естественным образом.

Ступень 8. Мальчик полностью забыл о корове. На самом деле, он полностью забыл обо всех и обо всем.На этой стадии все едино, все одинаково, природа для него находится в равновесии. Эта ступень соответствует «Хачидан» — ум человека совершенно спокоен, независимо от обстоятельств.

Ступень 9. До этого момента (ступени 1—8) мы наблюдали, как мальчик трудился, тренировался, учился,готовился к следующим этапам. Теперь же мы переходим на новый духовный уровень, где время тренировок миновало. Мальчик чист, как новорожденный, у него нет убеждений, заблуждений, мыслей, забот. Он живет на духовном уровне, и жизнь воспринимается как совершенная. Эта ступень

соответствует «Кудан». Просветление и «непросветленность» просто сливаются воедино — человек даже не осознает необходимости в просветлении.

Ступень 10. На этой последней ступени мальчик использует собственное просветление на благо других. Онживет, большей частью, как святой; он путешествует в духовном мире; он существует только для того, чтобы помогать другим. В этом образе мальчик, достигнув просветления, оказывается уже старым мудрецом, который помогает уже другому мальчику начать его собственное путешествие. Эта ступень соответствует «Дзюдан» — черному поясу десятой степени.